ПЕРСОНАЛЬНЫЕ СТРАНИЧКИ
СМИРНОВ Сергей Вадимович [г.Серпухов Московской обл., 13.02.67] – поэт.
Из биографии
CМИРНОВ Сергей Вадимович [г. Серпухов Московской обл., 13.02.67] – поэт.
Отец – русский, военнослужащий, офицер войск ПВО; мать – русская, оператор газовой котельной.
Окончил заочное отделение Лит. ин-та им. Горького (1997). Срочную службу в рядах ВС (1985-87) проходил в танковых войсках и самоходной артиллерии на территории УССР, в Прикарпатском военном округе. Уволен в запас в звании мл. сержанта. В Кингисеппе Ленинградской обл. с 1987. Работал слесарем, сварщиком, гальваником на Рем. - мех. заводе (1987-1991); зав. отд. информации и ответ. секретарём районной газеты «Время» (1991-1996); охранником в ОАО «Фосфорит» (1999-2003) и далее в охранных организациях на предприятиях города и района. Член Союза писателей России.
Стихи начал писать в 12 лет. С 1989 посещал заседания ЛИТО «Зарница» под руководством В. Петруничева. В 1990 подборка стихотворений была опубликована в газ. «Время» (№ 15). Среди прочих кингисеппских литераторов С. стал автором коллективного сборника «Зарница» (Л., 1991). Дважды призёр «Конкурса одного стихотворения» журнала «Смена» (№7, 1993; № 11, 1994). Во время учёбы в Лит. ин-те (семинар В. Дементьева и В. Сидорова) участвовал в поэтических вечерах молодых поэтов в Центре славянской культуры и письменности (ведущие – Д. Коротаев и Н. Карташова) и занятиях поэтической студии при журнале «Наш современник» (руководитель – Г. Касмынин). Тогда же вышла в свет подборка стихотворений в журнале «Россияне» (1993). Дипломная работа С., представляющая собой рукопись первой книги стихов, комиссией под председательством А. Туркова была оценена на отлично.
В том же 1997 она вышла в Кингисеппской типографии в виде книги «Стрежень». В послесловии руководитель литинститутского семинара В. Сидоров отмечал в стихах С. «одухотворённость авторской мысли. Она органична сама по себе: не менее органично она вписывается в контекст стихотворения... Его мысль обретает высокую степень обобщающей силы, когда касается извечных тем, почерпнутых из Библии и священных преданий. Это достигается благодаря тому, что библейские термины, нередко отдающие архаикой, целенаправленно сочетаются с конкретными реалиями наших дней» (С. 46).
Вышедшая годом позже книга «Разнотравье» (1998) подтвердила и упрочила основные тенденции творчества С. В формальном плане это ритмическое и строфическое разнообразие в рамках силлабо-тоники, лексическое расширение за счёт использования жаргонизмов и иноязычных заимствований, в содержательном – библейская и мифологическая (античная и скандинавская) тематика, «старые сказки на новый лад», философское осмысление действительности в духе «русского космизма». Опираясь на опыт своих «учителей», поэтов, оказавших на его творчество прямое или опосредованное влияние, С. продолжает традиции натурфилософии Н. Заболоцкого, словесной эквилибристики С. Кирсанова и новой мифологии Ю. Кузнецова. Творчески переосмысливая традиции постмодернизма, С. берёт на вооружение его формальные достижения, в содержательном плане оставаясь традиционалистом. Это ирония без цинизма, центонность в развитие собственных мыслей, игровое начало без имморализма, открытость мировой культуре без утраты национальных корней.
В 1999 С. участвует в XXIII Конференции молодых писателей Северо-Запада (семинар А. Романова) и единогласно рекомендуется к приёму в Союз писателей России. В том же году появляется публикация С. в журнале «Аврора» (№ 1) и альманахе «Медвежьи песни-3».
В это же время С. совместно с Г. Чепиком создаёт и возглавляет в Кингисеппе «Творческое объединение «Ямбуржецъ». В местной периодич. печати выходит несколько выпусков тематич. литературных страниц, издаются книги и буклеты с произведениями кингисеппских авторов. В некоторых их них С. выступает редактором (книги прозы Г. Чепика, поэзии Г. Крылова и др.)
В 2003 выходит третья книга С. «Солнцеворот», одобрительно встреченная в кингисеппской прессе. Т. Казакова в большой критич. статье, посвящённой это книге, пишет: «Порой кажется, что свою родину поэт обозревает из космоса. Особенно ощутимо это в стихотворении «Небесная механика»: «Мир промыт и проветрен насквозь / и распахнут от края до края. / Этой ночью вселенская ось / пролегла через крышу сарая. / И механика неба точна, / и скрипит колесо Зодиака. / Над деревней повисла луна, / в тесной будке вздохнула собака». Когда смотришь на землю из космоса, сужаются огромные масштабы пространства, что подтверждается стихотворением «Междуречье»: «Я полжизни прожил в междуречье, / всем переселеньям вопреки, / между русской и чухонской речью, / в междуречье Луги и Оки». Такой взгляд с высоты позволяет поэту делать философские обобщения, оценивать жизнь человеческую в этом пространстве как единое мгновение, пройденное от начала до конца...» (С. 5)
С 2005 С. активно участвует в развитии сетевой литературы, публикуется в интернет-изданиях «Точка.Зрения», «Топос», становится автором, критиком, членом жюри и участником конкурсов на сайтах «Под одним небом», «Минуты поэзии», «Красивые вещи», участвует в крупных международных поэтических конкурсах «Перекрёсток-2007» (журнал «Крещатик», 2-е место), «Русский Stil-2008» (шорт-лист), «Русский Autobahn-2009» (шорт-лист).
В 2008 выходит четвёртая книга С. «Жесткокрылое время», за которую он получает лит. премию им. А. Прокофьева «Ладога». Следует ряд публикаций в журналах «Невский альманах», «Северная Аврора». Устанавливаются устойчивые творческие связи с литературным обществом «Молодой Петербург» под руководством А. Ахматова, который посвящает С. критическую статью, опубликованную в «Невском альманахе» и сборнике «Молодой Петербург-2009» (под псевдонимом Е. Тушенко). В ней он подробно останавливается на особенностях поэзии С., выделяет присущие ему творческие методы: «Весьма широко, и часто к месту, автор пользуется отсылками к мировой и русской литературе. В его арсенале и Дант, и Достоевский, и По, и Блок. Конечно, такая палитра не может не радовать настоящего ценителя. При этом Смирнов избегает цитат ради цитат с единой целью показать свою эрудицию. Достаточно плотно взаимодействуя со своими великими предшественниками, он мало увлечён «парафразами чужих находок», как определил эту модную тенденцию Дмитрий Быков…» По словам критика, С. «поэт с чётко выраженной гражданской позицией. Говоря: «Жить на родной земле и лечь в родную землю – // вот всё, о чём прошу, вот всё, чего хочу», он недвусмысленно подтверждает свою сопричастность и к своей земле, и к своему народу, и к своей истории». (М.П.-2009, С. 99-100).
Вышедшая в 2009 книга С. «Пернатый глагол» служит продолжением тем и образов, затронутых в предыдущей книге, является как бы второй частью поэтической дилогии, что отражено в её названии (жесткокрылое время - пернатый глагол). В том же году С. возглавляет возрождённое ЛИТО «Зарница», которое проводит ряд встреч с петербургскими писателями (общество «Молодой Петербург», «Литературный десант» Союза писателей Санкт-Петербурга) и руководит им вплоть до 2011.
10-е годы XXI столетия проходят для С. под знаком литературного интернета. Он становится членом редколлегии сетевого альманаха «45-я параллель», членом жюри поэтич. конкурсов «45 калибр», участвует в международн. поэтич. конкурсах на сайте stihi.lv. Среди его достижений – неоднократное лауреатство в Открытом чемпионате Балтии по русск. поэзии, 3-е место в Кубке мира по русск. поэзии (2015), финал ТВ-передачи «Вечерние стихи» (2014), совмест. проекта газ. «Вечерняя Москва» и сайта stihi.ru, финал конкурса им. И. Царёва «Пятая стихия» (2016), лонг-лист конкурса им. Н. Гумилёва «Заблудившийся трамвай» (2016). В это время стихи С. публикуются не только в лит. периодике России («Юность», «Сетевая словесность», «Родная Ладога»), но и за рубежом, в русскоязычных изданиях «Белый ворон» (Россия - США), «Зарубежные задворки» (Германия), «Глаголъ» (Франция), а также входят в антологии «Останется голос», «Высокая поэзия России», «Точка отсчёта».
В. Скитневский в своей статье о С. отмечает: «Опыт натурфилософии Н. Заболоцкого, известного нам по его знаменитым «Столбцам», пригодился и С. Сергей хорошо умеет играть в смыслы. Это почти как в шахматы. Надо просто разгадать суть абсурда, подобрать к нему адекватную метафору». (С. 29). Е. Крюкова характеризует стихи поэта так: «…Вся земная жизнь, носящая имена и знаки, сталкивается в этих стихах лбами, борется и обнимается, а стих-то грациозный, отнюдь не забывший старинную гармонию, и к тому же знающий новейшие смелые приемы, и ведающий тайну многоточия, образного зияния». (С. 267).
Соч.: Стрежень: Первая книга стихов. Кингисепп,1997; Разнотравье: Вторая книга стихов. СПб, 1998; Солнцеворот: Третья книга стихов. СПб, 2003; Жесткокрылое время: Стихотворения. СПб, 2008; Пернатый глагол: Пятая книга стихов. Кингисепп, 2009. Ангел на автопилоте: Шестая книга стихов. Кингисепп, 2012. Соль и спички: Седьмая книга стихов. Кингисепп, 2015.
Лит.: Сидоров В. Послесловие к кн. «Стрежень». С.46; Петруничев В. Мир прекрасный и девственно юный // Время. 1999. 22 мая. С.8; Казакова Т. Постигая тайну красоты // Время. 2003. 15 окт. С.5; Беззубцев-Кондаков А. Отблески Ямбургской зарницы // Лит. Петербург. 2008. № 81. С. 6; Власов Д. Нота модернизма Сергея Смирнова на фундаменте классики // Вост. берег. 2009. № 53. С.22; Тушенко Е. «Доморощенный философ» с «замашками мессии» // Молодой Петербург-2009. С. 98-100. Скитневский В.Ангелы на автопилотах. О взгляде поэта С. В. Смирнова на природу абсурда // Библиотечн. дело, 2014, №24. С. 27-29. Крюкова Е. Предисловие к подборке С. Смирнова «Провидцы из провинции» // Зарубежные задворки. 2017. № 5. С. 267.
Александр Штиль
НОВОСТИ
8.08.2015. Вышла новая книга С. Смирнова "Соль и спички"
Статья проф. В. Скитневского "О взглядах поэта С.В. Смирнова на природу абсурда" (Библиотечное дело. - 2014. - № 24. - С.27-29) О книге С.Смирнова "АНГЕЛЫ НА АВТОПИЛОТАХ".
В 2013 году кингисеппский поэт и руководитель ЛИТО "Ямбургская зарница" Сергей Смирнов стал лауреатом двух дипломов международного литературного конкурса "Кубок мира по русской поэзии-2012" за стихотворения "Сыктывкарский шаман" и "Сон прораба".